Цель проектирования - на основе имеющегося вагона-прототипа усовершенствовать его конструктивные элементы, что позволило бы решить ряд проблем, связанных с его эксплуатацией.
Задачами курсового проектирования являются:
• ознакомление с имеющимися аналогами заданного вагона-прототипа;
• изучение особенностей проектирования основных узлов вагона хоппера;
• анализ изменений конструкции и результатов расчётов под воздействием нагрузок при различных эксплуатационных режимах;
• приобретение навыков по методике расчёта, проектирования составных частей вагона с использованием ЭВМ.
Хо́ппер – вид грузового вагона бункерного типа для перевозки по железнодорожным дорогам объемных сыпучих грузов: уголь, цемент, зерновые культуры, руда и другое. Кузов выполнен в форме воронки, вверху которой находятся люки для наполнения, а в нижней части размещены люки, с помощью которых груз свободно выгружается под действием силы тяжести. Таким образом, вагон сделан с автоматической выгрузкой, что делает процесс разгрузки намного быстрее и легче. Закрытая форма вагона (в некоторых видах) защищает груз от атмосферных осадков и внешних возможных препятствий (ветки деревьев). Такой вагон широко используют страны СНГ и Балтики,где ширины колеи составляет 1520 мм.
Данный железнодорожный вагон имеет два основных вида: открытый и закрытый. Закрытый тип применяется для защиты перевозимого товара от осадков и других помех. Открытый используют для тех видов груза, которым атмосферные осадки не приносят вреда или процесс высушивания никак не влияет на качество продукта. Еще одной характеристикой для различения вагона служит междурельсовое пространство или сторона железнодорожного пути для разгрузки груза, полная механизация или потребность в ручной работе при использовании люков. При создании хоппера кузовные торцовые стенки выполняются с наклоном 41—60° для того, чтобы груз самотёком выводился с бункеров при открывании люков.
Вагоны хоппер с открытым кузовом применяются при перевозке угля, кокса, торфа, горячих окатышей или агломерата. Для перевозки горячего агломерата, окатышей и кокса была создана специальная обшивка кузова, которая отличается от других типов вагонов, не соединяющихся жёстко боковых и торцевых стен с несущим каркасом, что делает кузов более устойчивым от высоких температур и делает ремонт более лёгким. В основном в открытые вагоны встроена дистанционная автоматизированная система разгрузки перевозимого груза, с помощью которой груз выходит по обе стороны железнодорожного пути. Данная система управляется с помощью сжатого воздуха, который поступает от силовой установки на локомотиве. Частое задействование роторных вагоноопрокидывателей создаёт сокращение использования открытых типов хоппер вагонов.
Закрытые вагоны используют при перевозке цемента, технического углерода (сажи), минеральных удобрений и различных зерновых культур растений: зерна, кукурузы, ячменя. С помощью нижних люков под давление груз выходит в междурельсовое пространство. Крышки разгрузочных люков нужно открывать вручную. При транспортировке минеральных удобрений используют крытые вагоны хопперы, где разгрузка происходит по одну сторону железнодорожной колеи.
Эффективное использование вагонов-хопперов на железнодорожном транспорте обуславливается их хорошими технико-экономическими параметрами, сохранностью перевозимых грузов, что дает им превосходство над другими видами вагонов. В нашей стране эксплуатируется и производится значительное количество моделей хопперов для перевозки минеральных удобрений. В таблице 1 приведены характеристики вагона прототипа и некоторых модели вагонов хопперов минераловозов различных заводов производителей.
Таблица 1
Модель |
Грузоподъемность, т |
Осевая нагрузка, т/ось |
Объем кузова, м3 |
Масса тары, т |
Длинна по осям автосцепок, мм |
База вагона, мм |
Ширина, мм |
Высота, мм |
Количество загрузочных/ разгрузочных люков |
Завод изготовитель |
19-Х051 |
64 |
21 |
57 |
20 |
12090 |
7870 |
3270 |
4177 |
2/2 |
ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» |
19-9835 |
71 |
23,5 |
101 |
23 |
14720 |
10500 |
3280 |
5100 |
4/4 |
ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» |
19-9870 |
76,5 |
25 |
101 |
23,5 |
14720 |
10500 |
3280 |
5100 |
4/4 |
ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» |
19-923 |
70 |
23,5 |
81 |
23 |
13200 |
8980 |
3275 |
4934 |
4/4 |
ОАО «Стахановский вагоностроительный завод» |
19-3054-01 |
71 |
23.5 |
94 |
22,5 |
14720 |
10500 |
3240 |
4565 |
4/4 |
ОАО «Брянский машиностроительный завод» |
19-9734 |
71 |
23.5 |
95 |
22 |
14120 |
9900 |
2720 |
5160 |
4/4 |
ОАО «РузХимМаш» |
Проанализировав рынок вагонов хопперов для перевозки минеральных удобрений, можно сделать вывод что вагон прототип проигрывает вагонам конкурентам по многим показателям: обладает низкой грузоподъемностью, малым объемом кузова. Предлагаю для решения этой проблемы в вагоне спроектировать кузов нового поколения «каплевидной» формы с увеличенным объемом за счет максимально качественного использования расчетного габарита. При этом вагон прототип обладает маленькими линейными размерами, а именно длинной и базой, что можно считать преимуществом по сравнению с конкурентами. В вновь проектируемом вагоне предлагаю оставить длину вагона и базу такими же как и у вагона прототипа. В совокупности с увеличенным объемом кузова, грузоподъемностью и маленькой длинной вагона можно будет включать в поезда при той же длине состава, что и при использовании вагонов конкурентов, большее число вагонов, это в целом позволит провозить большее количество груза. Данная характеристика хорошо скажется на конкурентоспособности проектируемого вагона.
Другие публикации:
Распределение трудоемкостей на участке по видам работ
Таблица 3.2 Распределение трудоемкостей. Наименование работ Всего Соотношение в % Соотношение в часах 1. Ремонт 2. Покраска 7125 56,1 43,9 3988 3137 Анализируя таблицы 3.1 и 3.2 можно сделать вывод, что распределение трудоемкости по видам работ, одна из важнейших частей проекта, от нее зависит разр ...
Анализ основных подходов и методов прогнозирования спроса
С точки зрения методологии изучение основных тенденций изменения спроса и его моделирование на перспективу должны осуществляться с учетом системы факторов двух типов (см. рис. 1): · определяющих величину спроса на каждом из уровней иерархической структуры: народное хозяйство – отрасль – предприятие ...
Виды балансировочных грузиков
Грузики с крепежной скобой устанавливается на закраину обода. На легкосплавных колесах желательно применять грузики со специальным покрытием, предотвращающим возникновение коррозии в месте контакта двух разных металлов. Неаккуратная установка грузиков может привести к повреждению лакокрасочного пок ...