Алгоритмы деятельности экипажа

Другое » Оптимальное размещение участка слежения в графе решения летчика » Алгоритмы деятельности экипажа

Проектирование алгоритмов деятельности экипажа (АДЭ) для решения задач системообразующего ядра антропоцентрического объекта (Антр/объекта) на начальной стадии создания Антр/объекта направленно на определение состава информации на индикационном оборудовании, оперативно предъявляемой оператору в типовых ситуациях, уточнения состава органов управления, предварительной оценки загрузки оператора решениями задач системообразующего ядра Антр/объекта.

Составляющие работы человека оператора: решения, реализация решений, участие оператора в процессах слежения

Структура деятельности оператора на борту Антр/объекта включает в себя: процессы принятия решений; участие оператора в процессах слежения в качестве звена следящей системы; реализация принятого решения. При разработке спецификаций АДЭ создаются кадры информации на кабинных индикаторах, состав речевых сообщений, перечни органов управления на информационно-управляющем поле кабины экипажа.

Решения, принимаемые оператором в процессе сеанса функционирования, делятся на три типа:

π – перцептивно-опознавательные решения, не требующие времени на обдумывание;

ρ – речемыслительные решения - их можно разложить на элементарные акты выработки решения;

π-ρ –эвристические решения.

Временные затраты на принятие π-решений обусловлены реакцией на сигналы информационного поля кабины: слуховое или световое раздражение, распознавание условных знаков на индикаторах и т.д. Соответствующие усредненные данные о времени реакции на различные раздражители берутся из литературы по предметной психологии или получаются экспериментальным путем.

Для ρ-решения помимо аналогичных реакций необходимо учитывать время на обдумывание ситуации - элементарные акты выработки решения (ЭАВР). ЭАВР являются элементарными логическими операциями, на которые можно разбить алгоритм принятия решения оператором по полученным данным от соответствующих приборов. Например: простейшее арифметическое вычисление, сравнение цифробуквенных формуляров, проверка логического условия И/ИЛИ и др. Соответствующие усредненные данные о временных затратах оператора на ЭАВР берутся из литературы по предметной психологии или получаются экспериментальным путем.

Затраты на π-ρ-решения устанавливаются экспериментальным путем.

Если на этапе проектирования спецификаций бортовых алгоритмов есть проекта кабины экипажа, то способ реализации принятого решения (ручные операции) и затрачиваемое на это время рассчитывается на основе расположения и устройства управляющих органов ИУП. При этом ручные операции представляются через элементарные акты.

Операции слежения оцениваются по временным затратам, которые тратит оператор на устранение ошибки слежения, накопившейся в течении времени, когда оператор отвлекался от процесса слежения. Используется дискретно непрерывная модель слежения. Для расчета временных затрат на процесс слежения экспериментальным путем устанавливается зависимость времени отработки ошибки слежения от времени отвлечения оператора от процесса слежения. Точки возможного расположения участков слежения выставляются на ГРО инженером-проектировщиком. Для оценки реализуемости оператором ГРО среди всех допустимых расположений выбирается оптимальное.

Другие публикации:

Выбор трансокеанского пути
Для подавляющего большинства судов основными критериями при выборе их оптимального пути являются безопасность плавания и минимум времени перехода. При движении через Атлантический океан представляется возможность двигаться по кратчайшему пути на поверхности Земли – по дуге большого круга. Этот путь ...

Основные показатели объема работы станции
На основе балансовой таблицы определяют следующие показатели работы станции: общую погрузку, ваг/сут = 200 (ваг/сут); общую выгрузку, ваг/сут – = 172 (ваг/сут); общее прибытие вагонов, ваг/сут: ; общее отправление вагонов, ваг/сут: , где , общее прибытие и отправление порожних вагонов (см. табл. 2) ...

Анализ современных организационно-технических принципов использования кораблей с ГТЭУ
Непосредственная готовность кораблей ВМФ определяется уровнем их боевой готовности. Боевая готовность ВМФ во многом зависит от оптимально-эффективного использования имеемых ресурсов. Корабли Военно-Морского флота в военное время предназначены для решения стратегических и оперативных задач. В мирное ...

Актуальное на ссайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.trmotion.ru