Важнейшей особенностью воздушного транспорта является то, что его продукция потребляется непосредственно в процессе производства.
Производство и потребление продукции являются двумя актами, разделенными один от другого и в пространстве и во времени. В транспортной промышленности эти два акта сливаются вместе. Услуги транспорта (перемещение) потребляются в тот же момент, как они производятся.
На данную особенность транспорта следует обращать внимание не ради констатации самой особенности, а потому, что она имеет большое практическое значение. Именно специфика потребления транспортной продукции (в процессе производства) по-особому ставит такие вопросы, как накопление и хранение продукции, резервы провозной и пропускной способности на транспорте. Например, в промышленности, сельском хозяйстве экономически целесообразно создание запасов продукции для удовлетворения сезонной неравномерности в потреблении (зерно, производимое сезонно, а потребляемое круглый год, накапливается на складах и потребляется по мере необходимости). Накопление грузов на транспорте, а тем более скопление пассажиров, не только вызывает законное возмущение объекта перевозки (пассажира), но и приводит к прямому отрицательному эффекту, так как грузы в пути правомерно рассматривать как омертвленный запас, который лишен возможности участвовать в процессе производства или потребления, а время нахождения пассажира на транспорте – как вычет из производительного времени или времени отдыха. [10, с. 93]
Эта особенность (потребление продукции транспорта в процессе производства) имеет большое значение при формировании производственной структуры авиакомпании. На авиационном предприятии, в отличие от промышленного нет первичных звеньев производственной системы – цехов и участков. Для осуществления своей деятельности авиакомпания не использует станки и оборудование. В качестве предмета труда в авиации выступают перевозимые грузы и пассажиры, орудием труда является воздушное судно, живой труд – это летный состав, непосредственно осуществляющий перевозку.
Рассмотрим сущность и особенности видов производственных процессов в авиации (табл. 4).
Таблица 4. Сущность и особенности производственных процессов в авиации
Наименование производства |
Сущность процесса, протекающего на производстве |
Процесс, протекающий в авиации |
Основное производство | ||
1. Подготовительный этап основного производства |
Процесс подготовки живого труда в пространстве и времени и орудия труда для преобразования предмета труда в полезный продукт |
Подготовка воздушного судна и документации для выполнения транспортных услуг |
2. Преобразующий этап основного производства |
Процесс преобразования предмета труда путем изменения его форм и/или размеров, физических и/или химических свойств, внешнего вида, характеристик и/или показателей, состояния и/или потенциала в соответствии с плановым документом или творческим замыслом и т.п. |
Загрузка пассажиров и/или грузов в самолет и выполнение рейса (нахождение самолета в небе) |
Наименование производства |
Сущность процесса, протекающего на производстве |
Процесс, протекающий в авиации |
3. Заключительный этап основного производства |
Процесс подготовки преобразованного предмета труда к приобретению им формы товара для отправки или сдачи заказчику |
Высадка пассажира, сдача привезенного груза |
Вспомогательное производство |
Процесс, способствующий нормальному протеканию процессов основного производства по преобразованию предмета труда и связанный с обеспечением основного процесса оборудованием, приспособлениями, режущим и измерительным инструментом, топливно-энергетическими ресурсами |
Ремонт и техническое обслуживание воздушных судов. Для этого используется труд инженерно-технического персонала авиакомпании, без работы которых не отправится в рейс ни одно воздушное судно. В настоящее время «Белавиа» располагает мощной авиационно-технической базой, которая оснащена новейшими программно-аппаратными комплексами, способными производить диагностику авиадвигателей, узлов и агрегатов воздушных судов на самом современном техническом уровне |
Обслуживающее производство |
Процесс, обеспечивающий нормальное протекание основных и вспомогательных процессов путем оказания транспортных услуг, услуг по логистике, обслуживанию и т.п. |
Материально-техническое обеспечение производства. Выполнение обслуживающих функций стюардами в салоне самолета. Для этого используется профессиональное мастерство бортпроводниц авиакомпании |
Другие публикации:
Внедряемое оборудование, его характеристика
Предполагаемый план участка Укомплектована обязательными средствами технического диагностирования с передачей результатов в компьютер: универсальный тормозной стенд СТС-10У-СП-11, прибор контроля люфта рулевого управления ИСЛ401, прибор проверки внешних световых ОПК, газоанализатор АВГ-4, дымомер А ...
Построение экономической характеристики автомобиля
Текущее значение использования мощности в% определяется по формуле: И=100 [ (Nд+Nв) /Ne*ηт*Кp] (36) Рассчитаем текущее значение использования мощности на четвёртой передачи: И500= 100 [ (1,25+0,066) /8,9*0,95*0,8] =20,54% Аналогично проводим расчёт для следующих значений оборотов коленвала дви ...
Расчет внешней характеристики двигателя
Расчет начинается с определения мощности Nev, необходимой для обеспечения движения с заданной максимальной скоростью Vmax. При установившемся движении автомобиля мощность двигателя в зависимости от дорожных условий может быть выражена следующей формулой (кВт): Nev=Vmax* (Ga*ψv+Kв*F*V²max) ...