Важнейшей особенностью воздушного транспорта является то, что его продукция потребляется непосредственно в процессе производства.
Производство и потребление продукции являются двумя актами, разделенными один от другого и в пространстве и во времени. В транспортной промышленности эти два акта сливаются вместе. Услуги транспорта (перемещение) потребляются в тот же момент, как они производятся.
На данную особенность транспорта следует обращать внимание не ради констатации самой особенности, а потому, что она имеет большое практическое значение. Именно специфика потребления транспортной продукции (в процессе производства) по-особому ставит такие вопросы, как накопление и хранение продукции, резервы провозной и пропускной способности на транспорте. Например, в промышленности, сельском хозяйстве экономически целесообразно создание запасов продукции для удовлетворения сезонной неравномерности в потреблении (зерно, производимое сезонно, а потребляемое круглый год, накапливается на складах и потребляется по мере необходимости). Накопление грузов на транспорте, а тем более скопление пассажиров, не только вызывает законное возмущение объекта перевозки (пассажира), но и приводит к прямому отрицательному эффекту, так как грузы в пути правомерно рассматривать как омертвленный запас, который лишен возможности участвовать в процессе производства или потребления, а время нахождения пассажира на транспорте – как вычет из производительного времени или времени отдыха. [10, с. 93]
Эта особенность (потребление продукции транспорта в процессе производства) имеет большое значение при формировании производственной структуры авиакомпании. На авиационном предприятии, в отличие от промышленного нет первичных звеньев производственной системы – цехов и участков. Для осуществления своей деятельности авиакомпания не использует станки и оборудование. В качестве предмета труда в авиации выступают перевозимые грузы и пассажиры, орудием труда является воздушное судно, живой труд – это летный состав, непосредственно осуществляющий перевозку.
Рассмотрим сущность и особенности видов производственных процессов в авиации (табл. 4).
Таблица 4. Сущность и особенности производственных процессов в авиации
Наименование производства |
Сущность процесса, протекающего на производстве |
Процесс, протекающий в авиации |
Основное производство | ||
1. Подготовительный этап основного производства |
Процесс подготовки живого труда в пространстве и времени и орудия труда для преобразования предмета труда в полезный продукт |
Подготовка воздушного судна и документации для выполнения транспортных услуг |
2. Преобразующий этап основного производства |
Процесс преобразования предмета труда путем изменения его форм и/или размеров, физических и/или химических свойств, внешнего вида, характеристик и/или показателей, состояния и/или потенциала в соответствии с плановым документом или творческим замыслом и т.п. |
Загрузка пассажиров и/или грузов в самолет и выполнение рейса (нахождение самолета в небе) |
Наименование производства |
Сущность процесса, протекающего на производстве |
Процесс, протекающий в авиации |
3. Заключительный этап основного производства |
Процесс подготовки преобразованного предмета труда к приобретению им формы товара для отправки или сдачи заказчику |
Высадка пассажира, сдача привезенного груза |
Вспомогательное производство |
Процесс, способствующий нормальному протеканию процессов основного производства по преобразованию предмета труда и связанный с обеспечением основного процесса оборудованием, приспособлениями, режущим и измерительным инструментом, топливно-энергетическими ресурсами |
Ремонт и техническое обслуживание воздушных судов. Для этого используется труд инженерно-технического персонала авиакомпании, без работы которых не отправится в рейс ни одно воздушное судно. В настоящее время «Белавиа» располагает мощной авиационно-технической базой, которая оснащена новейшими программно-аппаратными комплексами, способными производить диагностику авиадвигателей, узлов и агрегатов воздушных судов на самом современном техническом уровне |
Обслуживающее производство |
Процесс, обеспечивающий нормальное протекание основных и вспомогательных процессов путем оказания транспортных услуг, услуг по логистике, обслуживанию и т.п. |
Материально-техническое обеспечение производства. Выполнение обслуживающих функций стюардами в салоне самолета. Для этого используется профессиональное мастерство бортпроводниц авиакомпании |
Другие публикации:
Документационного обеспечения транспортной логистики
При осуществлении перевозок необходимо, чтобы документационное сопровождение груза отвечало требованиям законодательства, информация о грузе была достаточна для проверки соответствия заказа и поставки. Должна быть возможность отразить расхождения заказа и поставки, поставки и отправки. Для перевозо ...
Анализ пассажирооборота
Пассажиро-километры (Σal) определяются как функция двух технико-экономических факторов: средней населенности пассажирского вагона (Н) и объема эксплуатационной работы пассажирских перевозок – вагоно-километров (ΣnSa), т.е. (11) (12) Анализ пассажирооборота выполняется по табл. 2.5. Таблиц ...
Компьютерная балансировка колёс
Компьютерная балансировка – операция по устранению неуравновешенности (дисбаланса) колеса путем установки на него дополнительных (корректирующих) грузиков. На управляемость, устойчивость и долговечность автомобиля влияют многие факторы, в том числе сбалансированность колес. «ДискСервис» предлагает ...