Масляная система

Другое » Дополнительное оборудование дизелей и их вспомогательные системы » Масляная система

Страница 1

Хорошо известно, что для безотказной работы и уменьшения износа любой машины или механизма их трущиеся детали надо регулярно смазывать. При достаточном давлении смазки в системе трущиеся поверхности деталей разделены слоем масла и не соприкасаются между собой. Их механическое трение заменяется жидкостным трением (между слоями масла). Поэтому масляную систему на тепловозе можно назвать системой смазки дизеля.

Вторая функция этой системы — отвод части тепла от шатунно-поршневой группы и цилиндров дизеля, а также от узлов трения (прежде всего, подшипниковые узлы) для предотвращения их перегрева. И, наконец, с помощью масляной системы удаляются продукты износа (истирания) трущихся поверхностей деталей.

Масляная система замкнутая, все масло в ней непрерывно циркулирует, что дает возможность отводить тепло и отделять загрязнения. На тепловозах масляные системы различают по числу контуров циркуляции, конструкции (типам) применяемых фильтров и другим особенностям. Однако в каждую систему обязательно входят резервуар (картер), масляные насосы, фильтры грубой и тонкой очистки, трубопроводы, теплообменники для охлаждения масла, контрольно-измерительные, защитные приборы и устройства.

В качестве примера на 28 приведена принципиальная схема масляной системы дизеля типа Д100. Масляный насос (МН) дизеля, связанный с его валом, нагнетает горячее (80 — 85 °С) масло из картера 7 дизеля в охлаждающее устройство 1 (водомасляный теплообменник) и возвращает его охлажденным на 15 — 20 °С (но тоже горячим — температура 65 — 70 °С) через фильтр грубой очистки 8 в нижний 6 и верхний 5 маслораздаточные коллекторы дизеля.

Из коллекторов масло под давлением поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, а затем по внутренним каналам — к шатунным подшипникам, поршням и другим трущимся поверхностям деталей для их смазки и охлаждения. Далее масло стекает в масляную ванну картера. Параллельно основному потоку циркуляции масла включен фильтр тонкой очистки 2, через который проходит лишь 3 — 5 % всего масла, нагнетаемого насосом МН. Так как в систему дизеля, например, тепловоза 2ТЭ10В заливается 1500 кг (1,67 м3) масла, а его масляный насос имеет производительность 129 м3/ч и обеспечивает давление в системе 0,5 МПа, то за каждый час работы дизеля вся масса масла 72 раза проходит по системе через фильтр грубой очистки и 2 — 4 раза — через фильтр тонкой очистки. Это качественно очищает его от механических примесей и смолистых осадков.

На отечественных тепловозах нашли применение следующие типы масляных фильтров и очистителей: для грубой очистки — пластинчато-щелевой и сетчатый; для тонкой — бумажные фильтры и центробежные очистители (центрифуги).

Пластинчато-щелевые фильтры устанавливают в системах дизелей типа Д100. Конструктивно каждый элемент такого фильтра (а их в нем 10) состоит из нескольких сотен круглых пластин, которые насажены на металлический стержень с зазором 0,15 мм. Масло пропускается в щели между пластинами, и частицы размером 0,15 мм и более задерживаются на наружной стороне фильтрующих элементов.

Практически те же принципы фильтрации масла заложены в конструкцию сетчатых фильтров грубой очистки (ставятся на дизелях типов 11Д45 и Д49) и бумажных фильтров тонкой очистки. В первом случае фильтрующей деталью является сетчатый элемент с размером ячеек 0,14 мм, во втором — свернутая спиралью картонная лента, которая задерживает частицы размером более 20 — 30 мкм. После пробега 50 тыс. км бумажные фильтры нужно заменять новыми.

На ряде тепловозов (ТЭЗ, 2ТЭ10Л, ТЭП60, ТЭП70 и др.) в масляную систему параллельно основному потоку масла включены центробежные очистители 3 (центрифуги), главная задача которых — выделить из масла металлические частицы (продукты износа).

File0374

Рис 2. Принципиальная схема масляной системы тепловозного дизеля:

1 — водомасляный теплообменник; 2 — фильтр тонкой очистки; 3 — центрифуга; 4 — вспомогательный масляный насос; 5 — верхний маслораздаточный коллектор; 6 — нижний маслораздаточный коллектор; 7 — картер; 8 — фильтр грубой очистки

Центрифуга 3 состоит из полого ротора, который вращается с очень большой частотой (более 6000 об/мин). Масло подается вспомогательным масляным насосом 4 во внутреннюю полость вращающегося ротора. В результате более плотные и тяжелые частицы под действием центробежных сил осаждаются на внутренней поверхности ротора. Ее периодически (через 50 тыс. км пробега) очищают.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Расчет потенциального пассажирооборота Малого Кольца Московской Железной дороги
Для расчета доли количества пассажиров Метрополитена, являющихся представителями сегмента пассажиров Малого Кольца, необходимо посчитать среднюю взвешенную долю сегмента по фактору доли пассажирооборота каждой линии метрополитена в общем пассажирообороте метрополитена. Данная средняя взвешенная вел ...

Разработка схем формирования рабочих поездов на станции и во время работ в «окно»
Для выбранной технологической схемы КР пути (рисунок 2) и комплектов машин (таблица 1) составляем технологическую схему расстановки рабочих поездов и групп рабочих по фронту при полном развороте всех работ в «окно», которая приведена на схеме 1. Схема 1 – Формирование рабочих поездов на перегоне СЧ ...

Проектирование малых водопропускных сооружений
Проектирование водопропускных труб включает в себя следующие виды работ: - расчет максимальных расходов ливневого и снегового стоков; - гидравлический расчет отверстий труб с определением величины подпора перед трубой и скорости воды в сжатом сечении трубы; - определение минимальной высоты насыпи у ...

Актуальное на ссайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.trmotion.ru