Оценка загрузки диспетчера в условиях новой информационной технологии
Загрузка диспетчера рассчитывается для двух целей: обеспечение надежности управления работой станции и соблюдение требований охраны труда.
Надежность человека количественно выражается численным значением вероятностей безотказной его работы в определенных условиях в течение заданного времени. Отказ человека рассматривается как полная или частичная утрата работоспособности. Необходимо учитывать характеристики человека по приему и обработке информации: диапазон восприятия сигналов, пропускную способность. Важно учитывать и то, что управляющие воздействия диспетчера тем эффективнее, чем меньше времени пройдет с момента подачи команды. Это время определяет не только квалификацией диспетчера, но и качеством и объёмом информации, с которой он работает.
По методике МПС, допустимый уровень загрузки диспетчера был установлен в 95% продолжительности дежурства. При этом загрузка определялась по занятости операциями, поддающимися наблюдению. На самом деле диспетчер загружен также мыслительной работой, которая не поддается наблюдению и формальной оценке. Видимо по этому в последующие годы обеспечение безотказной работы диспетчера достигалось за счет:
экспериментального индивидуального установления размеров каждого диспетчерского круга;
материального стимулирования труда диспетчерских профессий;
использования программно-технических средств для подготовки оперативно-диспетчерского персонала;
использования программно-технических средств для профессионального отбора.
В условиях рыночной экономики возросла роль фактора материального стимулирования труда. В связи с этим появилась тенденция обеспечивать выполнение служебных обязанностей «любой ценой». А это может привести к ухудшению здоровья и даже к потере трудоспособности.
В 1994 г. Госкомэпиднадзор официально издал Руководство [7] для оценки условий труда по показателям вредности и опасности. В соответствии с ним в 1999 г. ВНИИЖТом была выполнена оценка загрузки диспетчера отдела организации перевозок наливных грузов диспетчерского центра МПС. Она показала, что ЦДГН работает в условиях вредности первой степени, характеризующимися такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые как правило, вызывают обратные функциональные изменения и обуславливают риск развития заболевания. На основании полученной оценки руководство диспетчерского центра ввело в штатное расписание второго диспетчера.
Место и роль маневрового диспетчера наливной станции таковы, что он обязан осуществлять принцип единоначалия. Необходимо создать для диспетчера такие условия, чтобы его загрузка оставалась в пределах нормы. В условиях новой информационной технологии рабочее время диспетчера будет складываться из диалога с компьютером, диалога с персоналом и работы с документами.
Из существующей практики можно сделать вывод о том, что работа с документами (записи в журналах, выдача письменных разрешений и т.д.) занимает не более 0,7 часа рабочего времени в смену. Общение с персоналом занимает значительную долю времени, но за счёт внедрения информационных технологий, канонизации и формализации диалогов оно может быть сокращено и по экспертным оценкам сведено до 2 ч в смену. Учитывая также необходимый пятипроцентный запас времени, можно установить ограничение на диалог с компьютером, равный 12 – (0,7+2+0,05*12) = 8,7 ч или. 8,7/12*100 = 72%
Применяемый в проекте метод расчета загрузки диспетчера заключается в том, что:
составляется перечень регулярных технологий работы (табл. 10.1);
для каждой технологии определяется перечень макетов информации, которые требуется прочитать и осмыслить (табл. 10.1);
по каждому макету подсчитывается объём информации в словах (табл. 10.2 – 10.4);
принимается норматив времени на осмысливание одного слова;
рассчитывается суммарные затраты времени на работу с макетами (табл. 10.3);
полученные затраты сравниваются с нормативными;
делается вывод об информационной загрузке.
Таблица 10.1 – Перечень регулярных информационных технологий
Дискретность |
Цель выполнения |
Операции |
Макеты |
Работа с макетами |
Месяц |
Составление технического плана |
Ввод |
ССП |
Ознакомление |
Сутки |
Составление суточного плана |
Ввод |
ССП |
Ознакомление |
ЗД | ||||
Смена |
Составление сменного задания |
Ввод |
ССП |
Выбор значений для своей смены |
ЗД | ||||
Сбор информации |
Ввод |
ОГР |
Ознакомление | |
ВБД | ||||
ЗДП | ||||
3 ч |
Сбор информации |
Корректировка |
ТСПП |
Проверка |
ТССП | ||||
СПС | ||||
ТСПО | ||||
ХГН | ||||
ТСЗД | ||||
ПРП | ||||
ПРО | ||||
ВС | ||||
ЗИ | ||||
ГИ | ||||
Планирование |
ВИ |
Использование | ||
ВЗ | ||||
УК | ||||
МПР | ||||
МКР | ||||
МЗ | ||||
ВУ | ||||
МП | ||||
МЗИ | ||||
УЗДП | ||||
ТНПП | ||||
ЗКСС | ||||
ЗИД | ||||
ИРП | ||||
ИРВ | ||||
Оценка результата |
Просмотр |
ПМН |
Принятие к сведению | |
ПИ | ||||
ЗЛ |
Анализ | |||
ПОЛ | ||||
Л | ||||
ПДП |
Исполнение | |||
ПГП | ||||
ПВЭ | ||||
ПДВ | ||||
ПР | ||||
ПН | ||||
ПОС | ||||
МО |
Выбор | |||
ВИ | ||||
Контроль |
Просмотр |
ВЗД |
Анализ | |
ВПЗД | ||||
СОП 1 | ||||
ВП 1 | ||||
ОК | ||||
СК | ||||
ФК |
Выбор |
Другие публикации:
Технологический процесс ТР на объекте проектирования
В проектах по зоне ТР технологический процесс может быть организован методом универсальных или специализированных постов. Мы применяем метод универсальных постов, так как количество автомобилей на нашем проектируемом АТП равно, 35 и этот метод является наиболее распространенным в наше время. Качест ...
Расчет уровня механизации
Уровень механизации производственных процессов ТО и ТР определяется двумя показателями: - степенью охвата рабочих механизированным трудом; - уровнем механизированного труда в общих трудозатратах; Для расчета уровня механизации необходимы следующие данные: - количество основных и вспомогательных раб ...
Надёжность
трубопроводов
Под надежностью в практике обычно понимают свойство конструкции или ее элемента сохранять в заданных пределах свои параметры при определенных условиях эксплуатации в течение заданного срока службы. Учитывая, что трубопроводы относятся к съемному оборудованию, их надежность можно принять как сохране ...