Проблема влияния условий базирования надводных кораблей на уровень технической готовности их энергетических установок (ЭУ), является одной из актуальных проблем ВМФ, вытекающая из задач по сохранению корабельного состава ВМФ и обеспечения его технической готовности.
Основным видом деятельности ВМФ до распада СССР были боевая служба и боевое дежурство. Корабли сил постоянной готовности несли боевую службу на регулярной основе круглогодично во всех районах Мирового океана. Созданная в то время система базирования, а также система эксплуатации кораблей, обеспечивали поддержание их технической готовности.
Были разработаны календарные циклические и режимные модели использования кораблей и их систем, нормы эксплуатации и ремонта, организационные и технические мероприятия по обеспечению надежности и предупреждению аварийности, развернуты силы и средства технического обслуживания и ремонта.
Вместе с тем, инфраструктура флота, обеспечивающая техническую готовность кораблей, развивалась недостаточно. В пунктах базирования не были обеспечены потребности кораблей в электроэнергии, паре, воде. Не были созданы водоочистительные станции, станции химической очистки воды, перезарядки ионообменных фильтров и т.п. По ряду номенклатур технического и шкиперского имущества существовала хроническая недопоставка, отсутствовали необходимые условия их хранения.
Комплектование электромеханических боевых частей личным составом осуществлялась по остаточному принципу, как в количественном, так и в качественном отношении. Практически отсутствовала первичная подготовка личного состава к эксплуатации под конкретный проект корабля.
Военно-морской флот РФ начинает пополняться боевыми кораблями нового поколения, поэтому нельзя допустить ситуации, когда новые корабли будут базироваться на необорудованных пунктах, где проблемы ускоренного исчерпания ресурса основного оборудования, повышения его аварийности, снижение уровня технической готовности кораблей станут обыденными явлениями.
Проблема оценки влияния условий базирования кораблей на уровень технической готовности их энергетических установок является важной и актуальной. Ранее указанной проблеме в научно-исследовательских организациях ВМФ уделялось недостаточное внимание.
Система «корабль – энергетическая установка – система базирования» представляет собой структурно сложную систему (смотри рисунок 1).
корабль судоремонт технический обеспечение
Рисунок 1- Структурная схема системы «корабль – энергетическая установка – система базирования»
Проблема оценки влияния условий базирования на уровень технической готовности ЭУ такой системы состоит в необходимости рассмотрения и учета влияния множества факторов, основными из которых являются:
- количественная оценка показателей технической готовности ЭУ в системе «корабль – ЭУ»;
- количественный учет влияния на основные показатели технической готовности ЭУ факторов условий базирования, таких как наличие или отсутствие причальной стенки для стоянки кораблей, качественное и количественное обеспечение корабля всеми видами энергосред, обеспечение кораблю проведении регламентных работ, обеспечение специальной подготовки личного состава.
Для решения обозначенных проблем на теоретическом уровне можно использовать основные принцип системного подхода, основополагающим принципом которого является невозможность оценить свойства структурно сложной системы за счет простого конгломерата составляющих ее элементов.
Системный подход является одним из методологических направлений науки, связанным с представлением и исследованием объектов в виде систем. Основные положения системного подхода изложены в работах [1÷7].
Основные принципы системного подхода могут быть использованы для разработки математической модели системы «корабль -ЭУ – система базирования», которая впоследствии может использоваться для количественной оценки влияния условий базирования на уровень технической готовности ЭУ.
Исходя из основных принципов системного подхода при морфологическом описании такой системы следует использовать принцип стратификации. В этом случае мы приходим к стратифицированной трехблочной модели, представленной в виде трех страт: корабль (блок оценки боевой и технической готовности корабля), энергетическая установка (блок оценки технической готовности ЭУ) и система базирования (блок оценки влияния системы базирования на техническую готовность ЭУ ) (смотри рисунок 2). Подобное описание системы является не случайным, т.к. оно в наибольшей степени соответствует цели исследования – оценки влияния условий базирования кораблей на уровень технической готовности ЭУ.
Другие публикации:
Техника безопасности и охрана труда при работе машины
Машина ВПО-3000 непрерывного действия является сложной комбинированной машиной, выполняющей одновременно в короткое строго регламентированное время большой и разнообразный комплекс работ по ремонту пути. Машина в процессе работы подвержена значительным вибрационным воздействиям и работе в условиях ...
Тепловой расчет двигателя
Расчет проводится для заданной частоты вращения коленчатого вала карбюраторного двигателя n = 6000об/мин. Топливо. В соответствии с заданной степенью сжатия ε = 10,3 можно использовать бензин марки АИ-93. ПРЕМИУМ-95 и АИ-98 ЭК Средний элементарный состав и молекулярная масса бензина С = 0,855; ...
Расчёт программы ремонтов и технический обслуживаний электровозов
Годовой пробег электровозов депо A, обслуживающих участок Б-Д: (5.1) Месячный пробег электровозов депо A, обслуживающих участок Б-Д: (5.2) Декадный пробег электровозов депо A, обслуживающих участок Б-Д: (5.3) Годовая программа технических обслуживаний и текущих ремонтов: (5.4) (5.5) (5.6) (5.7) (5. ...