Влияние надёжности элементов на уровень технической готовности ГТЭУ в период нахождения корабля в составе сил ПГ

Другое » Влияние условий базирования и технического обеспечения на уровень технической готовности кораблей с ГТЭУ » Влияние надёжности элементов на уровень технической готовности ГТЭУ в период нахождения корабля в составе сил ПГ

Страница 2

Описать условия работоспособности корабельной ГТЭУ, т.е. условия, при которых она может выполнять стоящую перед ней задачу, можно разными способами:

а) словесным описанием;

б) графически (с помощью структурной схемы системы);

в) аналитически (с помощью функций алгебры логики -ФАЛ).

Словесное описание условий работоспособности является наиболее распространенным и простым, но, как правило, очень громоздким и недостаточно четким.

Графическое описание с использованием структурной схемы системы является очень наглядным, но, как правило, неполным и неоднозначным.

Аналитическое (формализованное) описание условий работоспособности является наиболее четким, полным, однозначным, но пока еще мало распространенным и непростым.

При исследовании безотказности сложных систем целесообразно использовать все способы описания условий работоспособности, компенсируя их взаимные недостатки и дополняя одно описание другим.

На сегодняшний день, к сожалению, следует признать тот факт, что задаваемые заказывающими органами ВМФ количественные требования по надежности корабельных ГТЭУ не подтверждаются практикой эксплуатации. Это свидетельствует о том, что существующая система оценки количественных показателей по надежности и методики их расчета не всегда адекватно отражает фактические ее показатели или же не учитывает влияние всех факторов.

Ярким примером данного утверждения может служить тот факт, что при проектировании ЭУ БПК пр. 1155, выполнение требований ОТТ по безотказности, действоваших на тот период, обеспечивалось по принципу - вероятность безотказной работы (ВБР) отдельных комплектующих изделий установки на период наработки 5000 часов, должна быть не ниже требований ОТТ для всей установки в целом (0,96) на тот-же период. Практика эксплуатации впоследствии показала, что даже если отдельные комплектующие и удовлетворяют этому требованию, то безотказность всей установки оказалась значительно заниженной.

Безотказность системы нормируется величиной их безотказного функционирования (ВБФ) и периодом непрерывной работы, т.е. суммарной наработкой указанных систем в процессе непрерывного использования корабля по прямому назначению. Тем самым для турбинной установки ОТТ определены следующие показатели:

- ВБФ за период 5000 часов работы должна быть не ниже 0,96;

- период непрерывной работы одного ГТД -216 часов.

На сегодняшний день для оценки надежности корабельных ГТЭУ требуются методики учитывающие: режимы ее работы, состав работающих механизмов, наработку основных механизмов и, по-возможности, влияние деятельности обслуживающего персонала на основные ее составляющие.

Ниже рассмотрены основы теории и методологии одного из относительно новых современных направлений системного анализа, связанного с комплексной автоматизацией процессов построения расчетных вероятностных моделей систем, имеющих логически сложную структурную организацию.

В принятой модели функционирования ГТЭУ для расчета безотказности за основу взяты логические связи между элементами системы.

С первого взгляда может показаться, что функциональные связи предпочтительнее по многим причинам. Во-первых, они вскрывают физику процесса, протекающего в системе; во-вторых, в отдельных случаях эти функциональные зависимости иногда известны и хорошо изучены (но только не для корабельных ГТЭУ); в-третьих, они казалось бы не требуют привлечения аппарата случайных функций; в-четвертых, они позволяют оценить влияние на надежность конкретных параметров элементов и внешних воздействий. Тем не менее, для такой сложной системы, как ГТЭУ, ни одно из указанных преимуществ реализовать невозможно даже при условии использования современных ЭВМ.

Широкие возможности для построения моделей и оценки безотказности может дать аппарат алгебры логики, с помощью которого довольно просто можно описать множество состояний системы и разбить это множество на два непересекающихся подмножества, определяющих работоспособное и неработоспособное состояние системы.

Основные понятия, используемые при формализации условий работоспособности структурно-сложных систем на языке алгебры логики

Структурная схема системы - графическое изображение совокупности ее структурных элементов и функционально-логических связей между ними, предназначенное для формализации условий работоспособности. На структурной схеме все элементы системы равноценны, и это подчеркивается их одинаковым графическим изображением (в виде кружка) и одинаковым обозначением. Способ соединения элементов в функциональной схеме раскрывает структуру системы.

Структурный элемент системы - условный эквивалентный элемент, обладающий количественными характеристиками надежности некоторой совокупности соединенных (в функциональном смысле) реальных элементов системы.

С точки зрения надежности, система с разветвленной структурой может находиться только в двух характерных состояниях: в состоянии полной работоспособности (YГТЭУ = 1) и в состоянии полного отказа (YГТЭУ = 0). При этом предполагается, что работоспособность системы детерминированно зависит от работоспособности составляющих ее элементов, т.е. YГТЭУ является функцией х1, х2, х3 ., хn, которые в свою очередь могут находиться также только в двух несовместных состояниях: либо в состоянии полной работоспособности (хi = 1), либо в состоянии полного отказа (хi = 0). В целом это предположение является до некоторой степени условным. Однако оно обладает тем бесспорным достоинством, что приводит к модели, которая имеет строгое аналитическое решение и является достаточно реальной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации:

Характеристика участка ТР
На участке ТР: площадь участка ТР - 180 м2; количество работников - 2 чел.; оборудование составляет - 1 ед. Технологический процесс на участке. Порядок проведения ТР при использовании линии гарантийного обслуживания в основном аналогичен порядку проведения работ на тупиковых постах. Работы ТР могут ...

Структура парка автобусов по маркам
Таблица 2.2 Структура парка автобусов по маркам Марка подвижного состава Вместим. по местам для сидения Номинальная вместимость Допустимая вместимость Кол-во авто. 1 2 3 4 5 ООО «Альфа-Транс» ПАЗ-3205 ОК 22 37 37 5 ПАЗ-3205 OR 25 41 41 8 ПАЗ-3205 4 23 42 42 35 ПАЗ-3205 OS 21 36 36 5 ПАЗ-320530 25 4 ...

Проблемы состояния современной транспортной инфраструктуры
В последнее время потребности в транспортных услугах только растут. Однако существующая инфраструктура уже не в состоянии обеспечить потребности экономики. Значительная часть объектов инфраструктуры выходит из строя, стала технически непригодной, морально устаревает. Только несколько примеров: за п ...

Актуальное на ссайте

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.trmotion.ru