ЛПР чтобы принять тот или иной состав механизмов необходимо определить перечисленные показатели количественно. Кроме того, желательно было бы также оценить значимость и вклад элементов ГТЭУ в безотказность установки для принятия дополнительных мер диагностики или других видов контроля по недопущению срыва ее работы. При плавании корабля в тропических условиях, с учетом того, что микроклимат в энергетических отсеках сильно ухудшается и значительно снижает надежность деятельности обслуживающего персонала, желательно было бы также оценить значимость и вклад вахтенных в безотказность установки и принять решение по сокращению времени несения вахты, если есть такая необходимость. Применение ЛВМ позволяет полностью решить поставленные вопросы.
Руководствуясь методологией, изложенной выше, на примере двухвальной ГТЭУ кораблей пр. 1155 (рисунок 4), произведем количественную оценку основных показателей ее безотказности, для наиболее характерного варианта использования установки:
Рисунок 4 - Принципиальная схема наиболее часто используемого варианта ГТЭУ.
Этап 1
а) Построение структурных моделей (схем функциональной целостности). Построение схем функциональной целостности производится для каждого варианта использования ГТЭУ в отдельности. Результат построения СФЦ для рассматриваемого варианта показан в приложении 2.
б) Определение (задание) критериев функционирования системы (ЛКФ)
Критерии функционирования системы (логические критерии функционирования) определены исходя из условий реализации установкой основной системной функции - обеспечение скорости хода корабля, соответствующей четырем уровням мощности, развиваемой установкой: до 25%, до 50%, до 75% и до 100% от номинальной. Это наиболее удобно, т.к. предполагает одновременную работу соответственно: 4-х, 3-х, 2-х и 1-го ГТД. Безусловно, для различных вариантов использования ГТЭУ эти критерии будут реализованы поразному, т.е. разным набором работающих механизмов и с различной вероятностью.
в) Определение собственных вероятностных показателей безотказности элементов, входящих в состав ГТЭУ
Определение вероятностных параметров элементов ГТЭУ справедливо называют "проблемой исходных данных", которая должна решаться отдельно в других областях системных исследований.
В качестве основной причины многих отказов ГТЭУ считают недостаточную подготовленность личного состава.
В аспекте определимости проблема исходных данных ЛВМ ничем не отличается от аналогичных проблем в любых других областях системного анализа и подобные утверждения звучат неубедительно.
Произведена обработка статистической информации по отказам основных элементов корабельных ГТЭУ. Результатми сбора и обработки статистической информации по безотказности элементов ГТЭУ являются функции распределения времени безотказной работы (P(t)) и интенсивности отказов l(t).
Этапы 2 и 3.
На втором и третьем этапах при использовании ЛВМ предполагается построение логической функции работоспособности системы (ЛФРС) и, на ее основе, строгий переход к вероятностной функции (ВФ), количественно выражающей безотказность ГТЭУ. Учитывая сложность построения ЛФРС и ВФ из-за их большой размерности, эти задачи решаются автоматически на ЭВМ.
Этап 4
Выполнение расчетов вероятностных характеристик безотказности ГТЭУ.
Выполнение расчетов также производится автоматически на ПЭВМ путем подстановки значений исходных вероятностных показателей безотказности элементов вместо аргументов вероятностной функции.
С использованием вышеизложенной методики и программного обеспечения адаптированного на ПЭВМ, получены следующие системные показатели безотказности корабельных ГТЭУ:
а) Функция распределения времени безотказной работы
Представленная функция характеризует изменение вероятности безотказной работы ГТЭУ (РГТЭУ) в зависимости от времени ее непрерывной работы или наработки Т, для обозначенных четырех уровней (критериев) функционирования - уровней мощности, развиваемой установкой соответственно до 25%, до 50%, до 75% и до 100% от номинальной (смотри рисунок 5).
Рисунок 5 - Функция распределения времени безотказной работы ГТЭУ.
Из анализа полученных зависимостей можно сделать выводы:
1. С ужесточением уровня функционирования (увеличением потребной скорости хода корабля или эффективной мощности, развиваемой ГТЭУ) кривые более резко, по нисходящей, устремляются вниз, что вполне естественно, т.к. уменьшается кратность резервирования элементов ГТЭУ, обеспечивающих
3. Безотказность ГТЭУ современных НК ВМФ не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к надводным кораблям и их системам. Согласно последних, нормирована вероятность безотказного функционирования (ВБФ) корабельных ГТЭУ, которая за период 5000 ч непрерывной работы или наработки должна быть не ниже ВБФ ³ 0,96.
Другие публикации:
Расчет элементов тележки 18-100
Настоящий расчет выполнен с целью оценки прочности боковой рамы тележки модели 18-100. Расчет производится в соответствии с "Нормами для расчета и проектирования вагонов, железных дорог МПС колеи 1520 мм 1996 (несамоходных). (далее по тексту «Нормами .»). Прочность боковой рамы в соответствии ...
Проект участка по ремонту элементов кузова
Режим работы участка совпадает с режимом работы ремонтной мастерской. Режим работы – 1 сменный. Рабочая неделя шестидневная, суббота – сокращенный день, воскресение – выходной. Продолжительность смены составляет 8 часов. Распорядок работы участка: Начало рабочего дня – 10 часов Перерыв на обед с 13 ...
Трубопровод – основной элемент безопасности ЛА
Назначение трубопроводов Характерной особенностью летательного аппарата является широкая механизация и автоматизация систем управления полетом. Необходимость механизации летательных аппаратов объясняется, с одной стороны, возрастающим разрывом между потребными для управления мощностями и физическим ...